Первая якутянка Ultraman: «515 километров. До сих пор не могу поверить, что я это сделала»

«Все было на грани. Дистанция далась мне во много раз тяжелее Ironman», — говорит инженер конструкторского центра компании Boeing Анастасия Уарова. Она рассказала журналистам News.Ykt.Ru о нечеловеческих состязаниях по ультратриатлону. 

Соревнование по ультратриатлону Siberman 2019 прошло в Абакане (Хакасия) 8-10 августа. Трасса гонки включает в себя горные массивы Саян, степи Хакасии и настоящую сибирскую тайгу. Чтобы стать Ultraman, за 3 дня необходимо было преодолеть дистанцию в 515 км, из которых нужно проплыть — 10 километров, проехать на велосипеде — 421 километр и пробежать — 84 км (этот этап проходил в сибирском лесу в Минусинске Красноярского края). Это первый ультратриатлон в России с дистанцией Ultraman — удвоенная или утроенная дистанция Ironman. 

Анастасия занялась спортом четыре года назад. В 2017 году преодолела первый Ironman в Копенгагене, именно тогда она решилась на Siberman. «После финиша у меня оставалось много сил, и тогда пришло осознание, что гонка прошла для меня легко, и на эмоциональном подъеме я задалась вопросом: где лимит моих возможностей? Забегая вперед, скажу: оказалось, что примерно в районе дистанции Siberman». 

Для сравнения:

Ironman: общая дистанция — 226 километров.

3,8 километра — плавание, 180 километров — велосипед, 42,2 километра — бег.

Siberman: общая дистанция — 515 километров.

Первый день: 10 километров — плавание, 145 километров — велосипед.

Второй день: 276 километров — велосипед.

Третий день: 84 километра — бег.

На Siberman можно попасть только по запросу, написав организаторам. Необходимо уже иметь финиш на Ironman или других соревнованиях на выносливость.

Анастасия Уарова:

— Я написала им еще в 2017 году, меня приняли на гонку 2018 года. Но в связи с временным переездом в Киев тогда я не смогла принять участие, все перенеслось на 2019 год.

Всего было 9 участников в индивидуальном зачете, из них больше половины — иностранцы, и 4 эстафетные команды, все из России. По сравнению с многотысячными соревнованиями серий Ironman и Challenge это совсем небольшой семейный старт. На ультрадистанцию в год выходят около 200 человек во всем мире. Немногие готовы пройти ультратриатлон.

В этом году, кроме меня, участвовали еще 2 девушки: одна из Финляндии с опытом прохождения ультратриатлона (она преодолела двойной Ironman без остановки) и еще одна из России, первая девушка, участвовавшая в Siberman. В прошлом году она, к сожалению, не уложилась в отведенное время и в этом году решила взять реванш.

Подготовка

Если к Ironman я готовилась самостоятельно, тратила много времени на планирование и расписывание тренировок, то тут было принято решение заниматься с тренером. К самому старту мы начали готовиться меньше чем за год. План, советы и опыт тренера позволили мне спокойно тренироваться, думая только о психологических аспектах гонки и логистике.

Обычно на соревнованиях всегда есть волонтеры, которые помогают на станциях питания на дистанции, помогают не сбиться с трассы и т.д. Но тут их нет, и у каждого атлета должен быть свой помощник. Это обязательное условие, потому что от этого человека зависит успех гонки, безопасность участника.

Со мной вызвалась поехать моя подруга, которая тоже занимается триатлоном. Я считаю, что она большой герой, она заранее была готова ко всем сложностям этой затеи.

День 1

— По плану мы должны были прилететь за день до старта, в день регистрации участников и предстартового брифинга. Рейс был с пересадкой в Новосибирске. И вот тут началось «веселье».

В Новосибирске мы не смогли приземлиться из-за тумана, и самолет отправился в Барнаул на дозаправку. Из-за этого мы пропустили единственный рейс до Абакана. Это означало, что я не попаду на регистрацию и брифинг, не буду знать особенностей трассы и вообще опаздываю на старт и пропускаю гонку, к которой шла 2 года! Сплошной стресс. Рассматривали все варианты, как добраться из Новосибирска до Абакана: на машине, на поезде, на автобусе, долететь до Красноярска и попробовать оттуда добраться — никакая схема не приводила нас вовремя. В итоге организаторы пошли навстречу и разрешили стартовать чуть позже, ведь самолет приземлялся точно в то время, когда остальные стартовали.

Мы арендовали машину, заехали в магазин за водой и частью питания на первый день и поехали на место старта. И всю дорогу смеялись, будто одной дистанции недостаточно, нужно еще больше экстрима добавить. 

Старт

В первый день участникам необходимо было проплыть 10 километров в Ташебейском карьере, 4 круга, примерно по два с половиной километра каждый, затем все садятся на велосипед и 145 километров едут до горы Самохвал.

— К моменту, когда мы приехали на старт, все участники уже ушли на второй круг. Я надела гидрокостюм, в процессе порвала его в районе спины (ничего, прорвемся), поплыла. Стартовала в итоге на полтора часа позже остальных. 4 круга, каждый с выходом из воды на обоих берегах карьера. При выходе нужно было называть свой номер: наверно, если помнишь свой стартовый номер — значит, еще соображаешь (мой номер 45, его закрепляют за участником на всю жизнь). Плавательный этап был организован очень качественно: буи большие и их видно издалека, на противоположном конце включали фары. В целом проплыла хорошо, очень довольна своим временем.

Дальше 145 км на велосипеде.

Необходимо было арендовать автомобиль, чтобы группа поддержки ехала за спортсменом и закрывала его от других автомобилей. На машине сзади клеится наклейка «Осторожно, впереди велосипедист!»

Первая часть велодистанции далась очень легко. Я радовалась, что успела на старт, что все сложилось хорошо: я здесь и сейчас, в процессе гонки, которую ждала 2 года. Ближе к развороту начала встречать других участников, мы знакомились, сидя на велосипедах. Дальше были длинные, почти бесконечные подъемы. Велосипед — мой наименее любимый вид спорта из трех, поэтому дается мне сложнее. Финишировала уже сильно уставшей от бессонной ночи, перелета и всего стресса.

Итог первого дня — 10:36:58.

День 2. Самый сложный

Второго дня Анастасия боялась больше всего:

— Мой самый длинный велопробег был на Ironman — 180 километров, во время тренировок в этом году не проезжала больше 120 км и тренировочных объемов в целом не добрала из-за постоянных командировок и поездок. На тот момент просто не понимала, как проехать 276 км за раз. Прогноз, который мы с тренером сделали, «1-й и 3-й день — нестрашно, 2-й — будет тяжело» оказался на 100% верным, и не только из-за количества километров, но и из-за качества.

В 5 утра — подъем, в 7 — выезд, в — 8 старт. Уже со всеми, уже веселее. Первый день я пропустила, ни с кем не познакомилась, никого не знала. Но поскольку старт был небольшой, то все уже ждали меня, знали, как меня зовут. Все так по-семейному, дружно. По дороге я поняла, что забыла очки для велосипеда, написала в чат, кто-то одолжил (день начался не без косяков). 

Потихонечку поехала. В первой половине дня светило солнце, было не холодно и не жарко. Мы пытались рассчитать силы, все время следили за временем, периодически отставая от графика, что добавляло стресса. Так ехали до разворота на Саяно-Шушинской ГЭС, примерно на 160 км дистанции. После него, по плану, рельеф должен был стать легче. Сама ГЭС оказалась невероятной красоты, огромное сооружение мне тогда показалось не меньше дамбы Гувера. Поели, сделали пару фотографий и поехали дальше.

Сначала все шло нормально, конечно, было тяжело, но терпимо. Но потом неизвестно откуда добавились экстремальные погодные условия: встречный ветер, гроза, град, холодный дождь, порывистый боковой ветер, воздушные потоки от встречных машин. В какой-то момент меня просто снесло с дороги на обочину ветром. К тому же энергии от еды уже не прибавлялось, стало эмоционально тяжело. Выбора было два: сесть в машину и сойти с дистанции или сесть в седло и продолжить крутить педали.

Было настолько тяжело, что дошло до слез и разговоров с ветром с уговорами перестать дуть в лицо и начать дуть в спину. Вспоминала маму: «Мамочка, помоги». Оказалось, она у меня в это время в Якутске оладушки пекла, тоже просила за меня. Наверно, это и помогло справиться со сложностями. На следующий день, когда обсуждали велоэтап, выяснилось, что почти все говорили с ветром.

В тот момент и вообще уже два года я задаю себе один вопрос: зачем тебе это надо? Мне до сих пор сложно ответить на него. Мы с ребятами обсуждали этот вопрос после гонки — никто точно не смог ответить. Единственный ответ, который показался мне близким к правде, — это для того, чтобы «почувствовать внешнее проявление внутренней силы». Это не мои слова, мне понравилось выражение.

Ехала дальше как в тумане, периодически впадая в отчаяние: я тренировалась почти целый год, приехала, преодолела большие и маленькие препятствия — задержки рейсов, проблемы с машиной, перенос времени заезда в квартиру, порванный гидрокостюм, забытые очки — и после всего этого я понимаю, что могу не уложиться в отведенное время. Весь велоэтап была на грани: ты понимаешь, где примерно ты находишься, сколько нужно еще проехать, какая средняя скорость, но ты не знаешь, какой будет дальше рельеф, куда будет дуть ветер и какая вообще будет погода. Примерно укладывалась, но не знала точно.

Потом услышала: «Настя, все хорошо, осталось 9 км, давай!» Умные люди за 10 км до финиша «закатываются», берегут ноги для бега, но мне снесло крышу, и я прибавила, даже обогнала одного участника. К финишу ехала в горку быстрее, чем на всей дистанции. Ну, мне так кажется.

Итог второго дня — 11:38:40, за 20 минут до истечения времени!

Третий день

84 километра — трейловый забег в сосновому бору в городе Минусинск.

— Первый круг прошел замечательно, в целевой пульсовой зоне и в запланированном темпе. А потом началось. Оказалось, еда опять перестала усваиваться, заболел желудок, сил не было, трейловые кроссовки натерли мозоль, и бонусом началось воспаление мочевого пузыря с острой болью при каждом шаге, будто ножами режут изнутри. Все это уже не вписывалось в план. Хорошо, что опорно-двигательный аппарат, сердце и легкие чувствовали себя замечательно, несмотря на то, что я никогда не бегала больше 42,2 километра.

С жуткой болью, все время переходя на шаг, пробежала две трети дистанции, потом подействовали все лекарства, которые мне привезла из аптеки подруга. Последние четыре круга дались легко и весело.

Финиш

К финишной арке ведет открытая местность, я через нее уже пробегала 11 раз, но последний, 12-й раз, конечно, же особенный, волнительный. Когда я увидела из-за сосен финишный створ и поняла, что вот и все, встал ком в горле. Я ускорилась, увидев, что для меня, как и для всех финишеров, натянули ленту, ведь все мы по-своему победители. Дальше было много эмоций, объятий, поздравлений. На Siberman есть традиция, когда после финиша тебе звонят родные или друзья и по громкой связи поздравляют. Я о ней не знала, это оказалось большим сюрпризом. Позвонил друг, сказал, что я сумасшедшая, что он не может поверить, но к следующей моей затее будет готовиться со мной. Было забавно и очень приятно.

Результат — 32:53:16. У меня была цель дойти до финиша, уложиться в отведенное время, и я это сделала. Первый день — 10 часов 37 минут. Во второй день была близка к провалу — 11 часов 40 минут, третий день — 10 часов 37 минут.

Я до сих пор не могу поверить, что я это сделала несмотря ни на что. Но после всего первой мыслью было: «Всё, бросаю триатлон». Сейчас, когда в памяти осталось все только хорошее и все неурядицы забылись, я уже ничего не бросаю, ведь триатлон — это образ жизни.

В этом году с рекордом трассы победил немец, на втором месте — эстонец, на третьем — киргиз. Среди девушек первой финишировала финка.

Мне помогала мантра: «Только не гештальт, только не гештальт!» Тот, который нужно закрывать, это было большой мотивацией. Я не хотела возвращаться и переделывать гонку, а ведь пришлось бы: не могу не доделать дело, для меня это страшный груз.

Что дальше

Как я уже говорила, триатлон — это образ жизни. И мне нравится об этом рассказывать, делиться опытом. В силу того, что мне необходимо хорошо разбираться в том, чем я занимаюсь, за 4 года занятий триатлоном накопилось много информации. Сейчас мне хочется делиться опытом с другими, передать эту информацию. К полному Ironman я готовилась без тренера, расписывая план тренировок самостоятельно, и показала очень хороший для себя результат. Для нас, любителей, я считаю, главное — это чтобы спорт не калечил, чтобы все было во благо и с пользой для здоровья. Это самое главное.

Дальше в планах получить сертификат тренера и начать работать с любителями, с теми, кто выберет триатлон. Этот вид спорта начинает набирать обороты во всем мире, ведь это три спорта, а значит, никогда не скучно и отпадает вопрос мотивации. А соревнования — это большой праздник, выпускной экзамен и бал всех тренировочных часов, как вишенка на торте.

Всем желаю здоровья и ярких красок в жизни!

Источник: news.ykt.ru

Бизнес новости
Добавить комментарий