Якутский режиссер-самородок Дмитрий Давыдов, автор фильма «Костер на ветру», рассказал News.Ykt.Ru, о чем будут его следующие картины, поделился, с чего стоит начинать свой путь в кино, и признался, почему удалил свои первые фильмы.
Сельский учитель Дмитрий Давыдов взял кредит и за 14 дней снял фильм, который покорил мировое киносообщество. Его дебютную кинокартину «Костер на ветру» высоко оценили на кинофестивалях в России, Южной Корее, Австралии, Канаде, Норвегии, Германии и в ряде других стран.
Многие СМИ писали о вашей истории успеха и рассказывали о вас скорее не как о режиссере, а как об учителе из якутской глубинки, снявшем фильм. А в какой момент вы сами стали считать себя режиссером?
— Сейчас обо мне все уже забыли. Помню, на каком-то собрании всех представляли: «Это кинорежиссер такой-то… А это — учитель из Амги, который снимает фильмы». Мне не было обидно, потому что и у меня тогда к себе не было отношения как к кинорежиссеру. Это сейчас я стал себя уверенно считать режиссером — уже умею снимать и что-то получается. Правда, я осознал это только после того, как снял второй фильм. А до этого считал себя любителем.
Не планируете переехать куда-нибудь из Амги? Например, в Якутск?
— В Якутск — нет. Есть планы в ближайшие 5 лет переехать в Чехию, но это просто мечты. Пока буду жить в Амге. Я до сих пор работаю в школе.
Когда вы начали увлекаться кино? С чего все началось?
— В 2005 году я получил высшее образование и вернулся в Амгу, устроился работать в школу. С тех пор начал работать с детьми и бегать с камерой. Интерес был, и это была хорошая воспитательная работа — с детьми какой-то проект сделать, их занять. Это было для меня увлечением. Со временем я начал учиться азам монтажа, операторской работе, затем — писать сценарий. Я снял много любительских фильмов, но около двух лет назад удалил их.
Потому что вам было стыдно за эти работы?
— Конечно, стыдно, но это мой опыт. Есть, кстати, один фильм, который я сохранил, — «Сүгэ» («Топор»). Вот его не стыдно показывать, потому что благодаря ему меня заметили оператор Иван Семенов и режиссер Степан Бурнашев, с которыми я сейчас работаю. Так что в данный момент у меня есть «Костер на ветру» и документальный фильм «Кыыс Амма». Его я снимал к Играм народов Якутии. Выбрал героинь и описал, чем сегодня живут амгинские женщины, о чем думают и чего хотят в будущем. К сожалению, игры перенесли, но я решил, раз снял — смонтировал и показал.
А за «Костер на ветру» в будущем вам не будет стыдно?
— В какой-то степени мне стыдно уже сейчас — понимаю, что как режиссер где-то слажал. Можно было сказать немного по-другому, сделать более профессионально. Но в нем сама идея сильная — про достойного человека, у которого есть честь и совесть. Поэтому я думаю, стыдно не будет. В новом фильме я продолжаю эту идею.
Расскажите подробнее о новом фильме.
— Буквально в середине января закончили работу над фильмом «Нет Бога, кроме меня». У женщины развивается деменция. Взрослый сын увозит ее из деревни в город, пытается пристроить в клинику, чтобы обеспечить ей заботу. Но в конечном итоге понимает, что именно эта поездка в город оказалась роковой. Он пытался найти счастье, но у него не получилось. Фильм сложный, по жанру — драма. Он у нас получился большой, на 2 часа.
Главные роли исполнили актеры Саха театра Зоя Багынанова и Петр Садовников. Снимала та же команда, которая работала над «Костром». Это второй режиссер Степан Бурнашев, оператор Иван Семенов, звукооператор Иннокентий Сивцев, продюсеры Семен Шишигин и Сардана Саввина, и очень большую поддержку нам оказали студенты АГИКИ. Всем большое спасибо, сняли быстро — за 14 съемочных дней. Было немного дублей: если в «Костре» мы делали по 14-15, то в этот раз мы умещались в 3-4 дубля. Фильм готов, и сейчас у нас начнется работа по фестивальному продвижению.
Как вы думаете, он будет коммерчески успешным?
— Я думаю, будет. Конечно, у серьезного авторского кино своя аудитория, и она не массовая. Но я думаю, люди пойдут на фильм и он им понравится, потому что идея мощная и актерская игра сильная.
Вы снимаете авторское кино, то есть у вас нет цели зарабатывать на фильмах?
— Есть. Сейчас мы планируем третий проект, который, возможно, будет на русском языке и, скорее всего, изначально ориентирован на российский прокат. Но я пока не буду об этом громко говорить. Есть планы идти вперед и расширять круг зрителей.
Получилось ли вам вернуть потраченные на «Костер» средства с проката?
— Почти. Половину. Еще есть долги.
Как вы решились на съемки второго фильма, не расплатившись с кредитом?
— У меня появились продюсеры Семен Шишигин и Сардана Саввина, которые обеспечили возможность съемок — вложили собственные средства. Кстати, буквально вместе с этим фильмом мы закончили работу над коротким метром на 21 минуту «Река». Мы его снимали летом 2017 года и не могли сделать, он у нас практически полтора года «висел».
В главной роли Радик Захаров — маленький мальчик из «Костра на ветру». Сейчас он вырос. Это история об аварии, в которой гибнут родители двух братьев. Младший брат оказывается в инвалидном кресле, а старший, пытаясь поднять его на ноги, придумывает одно дело.
Как рождаются идеи для ваших сценариев?
— Быть режиссером-автором это большой труд. Постоянно думаешь, работаешь и потом что-то формируется. Идея, которая была в фильме «Нет Бога, кроме меня», в момент написания сценария была для меня основной в жизни. Сейчас она немного изменилась, и следующий фильм будет уже о другом. Говорят, что я снимаю мужское кино, поэтому хочу попробовать рассказать женскую историю. Есть у меня еще одна идея, которую я развиваю с 2009 года. Не знаю, лет через пять, наверно, ее реализую.
Почему именно через пять лет?
— Потому что впереди два проекта, сценарии которых уже готовы, то есть работы на три года вперед. Как только будет возможность, начну над ними работать. Вообще, работа над фильмом идет три года. Первый год — разработка, второй — съемки, затем фестивальное продвижение и прокат. Это в массовом кино все быстро: полгода снимают и сразу пускают в прокат. А если ты изначально делаешь большое кино, то рассчитываешь, что это займет 2-3 года.
Говорят, что только тот, кто пережил какие-то эмоции на собственном опыте, может хорошо их передать. Вы снимаете драмы. Ваша жизнь полна подобных конфликтов?
— Если у человека все хорошо и он счастлив — он фильмы не снимает. Он снимает, только если у него что-то болит. А у авторского режиссера постоянно болит. Почему я снимаю? С детства смотрю примерно по одному фильму в день и я просто в других фильмах этого не вижу, поэтому начинаю снимать свой. Я считаю, что авторский режиссер он как оратор, который в древности говорил на площади о том, на что нужно обратить внимание. Режиссер-автор может сказать то, о чем другие молчат.
В Якутии выпускается немало фильмов. Как вы думаете, почему их не продвигают на различных фестивалях, а сразу выпускают в прокат?
— Есть мейнстрим — массовое кино, которое изначально ориентировано на прибыль. Такие фильмы делают быстро, и они сразу выходят в прокат. А есть часть якутских режиссеров, которые пытаются делать свое кино и развиваться в качестве авторского режиссера. Просто у кого-то это получается, а у кого-то нет. Сейчас с финансированием проблема — кто деньги найдет, тот и снимает. Лет десять назад искать средства было чуть полегче. Тогда был ажиотаж и еще можно было подойти к кому-то. А сейчас времена тяжелые — кризис, экономия, поэтому практически не осталось меценатов, спонсоров.
Наверно, особенно трудно вам было в начале своего пути, когда у вас на руках был только сценарий. А после того, как вашу картину высоко оценили, много ли было тех, кто предлагал свою помощь?
— На самом деле, многие обещали помочь. Яркий пример — Семен Шишигин. Я его не знал, он меня нашел в Фейсбуке и написал: «Я готов выслушать твою идею. Давай, приезжай». Я приехал, мы встретились, и он сразу сказал: «Давай снимать». Мы искали возможности финансирования фильма, но их не было. В прошлом году в республике не было финансирования на кинопроизводство. Пытались подавать на гранты, там тоже сложная история. Поэтому два продюсера Семен и Сардана решили, что мы будем создавать фильм собственными силами.
В прошлом году в своих соцсетях вы опубликовали пост, в котором процитировали главу Якутии, который на собрании с кинодеятелями сказал, что в республике не будут поддерживать кинопроизводство, а также назвали провальным фильм «Тыгын Дархан». Почему позже вы удалили эту публикацию?
— Это был гнев и эмоции. После публикации были и споры, и разговоры о том, что я «никто», и тому подобное. На фильм «Тыгын Дархан» выделяют колоссальные деньги — 210 миллионов, а другим режиссерам — ничего. Я не против фильма, потому что он действительно исторически важный. Пусть он получится хорошим, и я с радостью пойду в кинотеатр и посмотрю его. Все знают о том, что такая проблема есть, просто я об этом сказал. Меня поражает сам факт того, что один получает все, а другие сидят и не могут реализоваться. Я знаю режиссеров, которые по 3-4 года бегают со своими проектами и не могут ничего снять, потому что им говорят: «Денег нет». У всех якутских режиссеров одна проблема — нет денег, чтобы снимать. Это мое мнение, и я готов за него ответить.
С чего вы посоветуете начать тем, у кого есть огромное желание заниматься кино?
— Взять камеру, найти друзей, написать сценарий и снять свой фильм. Бесплатно. Потом этот фильм удалить. И так сделать раз 15-20. Потом, когда уже поймешь, что что-то получается, — снять более профессионально, с хорошей камерой и командой. Можно снять короткий метр и с ним выходить на продюсеров — так делает основная часть молодых режиссеров в России. Самое главное, это постоянно снимать, монтировать и смотреть много фильмов. Потому что для тех, у кого нет специального образования, фильмы — это учителя. Можно подойти к якутским режиссерам и попроситься поработать на съемочной площадке в качестве ассистента и посмотреть, как они работают, — это тоже опыт. Потому что я, когда снимал «Костер», вообще не понимал, как с группой работать. Стоят 15 человек, и ты не понимаешь, чем их занять. Обычно я снимал один, ну, максимум нас было трое.
И как вы со всем разобрались?
— Учился. Есть интернет, книги, учебники и свое понимание. И, в принципе, команда была опытная, ребята мне все подсказывали. Сейчас мне хотелось бы попасть на большую площадку, где над фильмом трудятся 100 человек, но просто смысла в этом нет, потому что у меня такой съемочной группы не будет. Я делаю маленькое кино: съемочная группа маленькая, бюджет маленький, нет больших экшн-сцен. Но 10 лет назад я не мог представить и того, что у меня есть сейчас.
Фото: Вадим Скрябин
Автор: Ника Гаврильева
Источник: