В России коренным образом поменяется схема северного завоза. Это стало ясно из предпосылок будущего Федерального закона «Об особом режиме завоза грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности Российской Федерации с ограниченными сроками завоза грузов».
Координация северного завоза сместится с уровня полномочий субъекта на федеральный уровень.
Об этом стало известно 1 февраля на круглом столе в парламенте республики, посвященном проблемам северного завоза. Парламент республики приступил к разработке предложений в проект будущего федерального закона.
В свою очередь, на уровне республики Айсен Николаев поручил в каждой госпрограмме создавать так называемый арктический раздел, посвященный осуществлению данных госпрограмм на территории 13 арктических районов республики.
Одно из основных предложений якутских парламентариев в формирующийся законопроект — предоставление бюджетных кредитов предприятиям, осуществляющим северный завоз, за счет средств федерального бюджета.
В настоящее время северный завоз координируется субъектами РФ. В 2014 году Бюджетный кодекс РФ позволил республикам предоставлять юридическим лицам, осуществляющим северный завоз, бюджетные кредиты за счет средств региональных бюджетов. Но оборотных средств предприятиям, как частным, так и государственным, зачастую все равно не хватает и им приходится привлекать коммерческие кредиты под 16-20% годовых.
Так, в зимний период 2018/2019 годов доставка топливно-энергетических ресурсов по линии ГУП ЖКХ обошлась предприятию в 7 млрд 740 млн рублей из собственных средств, средств бюджетного кредита — 1 млрд 792 млн рублей. Также предприятие воспользовалось коммерческим кредитом в размере 1 млрд 440 млн рублей.
В соответствии со статьей 78 Бюджетного кодекса РФ юридическим лицам, осуществляющим северный завоз, предоставляется субсидия на возмещение транспортных затрат от районных центров до труднодоступных населенных пунктов, а также на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам. Однако в 2018/2019 годах на эти цели из бюджета республики было выделено чуть более 200 млн рублей.
В настоящий момент только в качестве процентов по предоставленным кредитам предприятия, осуществляющие северный завоз, должны коммерческим банкам более 3 млрд рублей. И, как отметили народные депутаты, из года в год эта сумма только растет. И это самым неблагоприятным образом сказывается на конечной стоимости товаров и услуг в арктических районах республики.
Предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета, надеются депутаты якутского парламента, поможет вырваться предприятиям из финансового капкана коммерческих банков.
По данным на 30 января, озвученным руководителем Госкомитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения республики Дмитрием Лепчиковым, в рамках северного завоза по автозимникам Якутии до пунктов назначения доставлено 217 тыс. тонн жизнеобеспечивающих грузов, или 34% от плана.
В ответ народные депутаты отметили, что передача ряда полномочий по организации северного завоза федеральному центру, по аналогии с системой северного завоза времен СССР, пойдет только на пользу Арктике.
Источник: