«Платформенная занятость» в Москве и Санкт-Петербурге

Содержательные выводы из исследования «Платформенная занятость в Москве и Санкт-Петербурге: мотивы, личные цели, первые результаты» презентация которого прошла в Москве. 
Что и как исследовалось:
Это второе исследование из серии «Барометр социального самочувствия новой экономики». Первое исследование было ориентировано на изучение мотивов и личных целей самозанятых в двадцати регионах России, где эксперимент по введению этой формы занятости начался раньше, чем по всей стране.
Аудиторией исследования стали те исполнители, кто выстраивает отношения с платформами в формате устойчивого партнерства: либо исполнитель должен выполнять заказы, полученные через платформы, на протяжении более чем 75% рабочего времени недели; либо в его совокупном доходе составляющая заработка посредством партнерства с платформами более чем 75% общего заработка за месяц.
На первом этапе выделили десять платформ по их упоминанию в столичных социальных сетях: Яндекс, Юбер, Гетт, Ситимобайл, ДеливериКлаб, Профи.ру, Авито, Достависта, Юду, СберУслуги. В ходе опроса исследователи выделили квоты для пяти наиболее востребованных видов деятельности — таксисты; курьеры и доставка; тренеры, учителя и репетиторы; специалисты всех отраслей информационных и компьютерных технологий; домашние помощники.

Непосредственные результаты:
Статусом самозанятого обладали 77% респондентов, работающих в платформенной экономике – это вдвое за пределами платформенной экономики в регионах (от 37% до 47%).
Две трети (68%) сотрудничающих с платформами в Москве и Санкт-Петербурге можно отнести к устойчивым партнерам платформ — либо по признаку общего трудового времени рабочей недели, либо по признаку составляющей совокупного месячного заработка (и тот, и другой показатель нами был принят за 75%). Больше половины (53%) соответствовали понятию «устойчивое партнерство» сразу по двум этим критериям.

Те 9%, кто не платят никаких налогов — это в основном те, кому нынешний закон отказывает в праве регистрироваться в качестве самозанятого (главным образом — легальные мигранты, но из стран, не входящих в ЕАЭС).
Столичные занятые платформенной экономики — образованные люди. Исследование показало, что более двух третей работающих с платформами на постоянной основе имеют высшее образование, иногда более одного. Это касается и мигрантов. Среди таксистов уровень респондентов с высшим образованием оказался 41%, среди курьеров еще выше — 55% (с учётом неполного высшего образования, студенты). Искажение восприятия создаёт тот факт, что высшее образование преподавалось на национальных языках, а русский из программы обучения был либо исключён, либо преподавался как второй иностранный, после английского.
Для Москвы и Санкт-Петербурга главным мотивом (61%) сотрудничества с платформами в сравнении с самостоятельным поиском заказчиков выступает возможность легализовать свою доходную историю при общении с банками и нефискальными органами государства.

На втором месте среди мотивов оказался мотив, который в региональном исследовании не выявлялся — «отходничество», возможность заработка в регионе с высокими доходами и сохранения семьи в регионе с низкими расходами. Более четверти (32%) столичных работников платформ выбрали эту форму труда чтобы работать в регионе с высоким уровнем доходов.
Две трети, более 62% постоянных партнеров платформ хотели бы иметь с ними сотрудничество по формированию личного пенсионного плана. Более того, треть (31%) постоянных партнеров видят в платформах самого удобного агента для своего пенсионного плана.

Говоря о возможностях, которые платформы пока не предоставляют своим партнерам, но на которые есть запрос, 58% тех, кто сотрудничает с платформами на постоянной основе, выразили заинтересованность в «связанном кредите на материалы и средства производства» со стороны платформы. Еще 14% заявили о готовности взять на себя отдельные обязательства перед платформой, если она выступит их гарантом в общении с банками. Четверть респондентов (25%) высказала заинтересованность в аренде у платформы оборудования, например, автомобиля, с последующим выкупом.

Главное, что видят в комиссии постоянные партнеры платформ для себя — система гарантий (45%): гарантии получения оплаты за услуги и гарантии получения новых заказов. На втором месте — возможность повысить доход за счет повышения личного рейтинга (22%). Далее следуют обеспечение легальности сделки (14%) и возможность следить за динамикой рынка, конкурентами (11%). «Отказников», считающих комиссию «крышей» или поборами насчитывалось по итогам исследования примерно 8%.
О том, что занятость в форме постоянного партнерства с платформами они постоянно рекомендуют в беседах друзьям, знакомым и родственникам, заявили 49% опрошенных. Более четверти опрошенных (27%) не просто рекомендовали, но и помогали на практике другим включиться в сотрудничество с платформами.

Источник: russia-on.ru

Бизнес новости
Добавить комментарий