На форуме «Финополис» в Сочи представитель Российского Союза Автостраховщиков (РСА) рассказал о разработке IT платформы для Банка России, которая позволит отслеживать тарифы ОСАГО. По мнению заместителя главы ЦОДД Александра Евсина, необходимость создания такой системы давно назрела. Она поддержит конкуренцию в сегменте ОСАГО.
«Многие боятся безудержного роста тарифов на ОСАГО, но эти опасения беспочвенны. Для контроля тарифов и создана витрина данных, которую РСА предоставляет регулятору страхового рынка — Центральному банку, — считает Евсин. – Помимо естественных конкурентных механизмов рынка, для предотвращения ценового сговора и образования картеля, все тарифы внимательным образом будут анализироваться. ЦБ будет всегда в курсе нюансов тарифообразования страховых компаний во всех регионах. При этом, на мой взгляд, естественная конкурентная борьба окажет значительно большее влияние в крупных городах, и потребность в дополнительном контроле будет избыточна. Однако для небольших поселений, где рынок не столь велик, дополнительные механизмы контроля действительно полезны и эффективны».
Законопроект о персонализации тарифов ОСАГО Государственная Дума рассмотрит уже осенью. Он предполагает расширение тарифного коридора, а также установление индивидуальных коэффициентов для каждого водителя. Цель реформы – сделать тарифы справедливыми, чтобы аккуратные водители получили скидку, а аварийные автовладельцы – повышение тарифов. При этом действующие индикаторы, которые не сказываются на аварийности конкретного человека, планируется отменить. Речь идет о территориальном коэффициенте и надбавке за мощность двигателя.
Ранее отдельные эксперты предрекли резкий рост стоимости ОСАГО. Однако регулятор и страховщики гарантируют, что этого не случится. Как отметили в РСА, поправки к закону об ОСАГО отменяют два коэффициента — мощности двигателя (его максимально возможное значение составляет 1,6) и территории (максимальное значение 2,1). Сейчас эти коэффициенты в совокупности дают страховщикам возможность для машин с большой мощностью двигателя, и в регионах с высоким территориальным коэффициентом, увеличивать базовый тариф в 3,36 раза. А реформа позволит расширить тарифный коридор сначала на 40%, а затем еще на 30%. То есть базовый тариф можно будет увеличить лишь только в 1,82 раза. При этом по данным РСА, после первого этапа индивидуализации тарифов, с января по сентябрь 2019 года средняя стоимость полиса обязательной «автогражданки» снизилась на 5,31%.
«Есть высококонкурентные рынки, которые являются неким мерилом адекватности тарифа, и эти показатели будут учитываться при анализе тарифов менее конкурентных рынков, где вероятность ценового сговора существует. Все рычаги для вмешательства у ЦБ есть, в том числе возможны воздействия по линии ФАС», — заключил представитель ЦОДД.
«Важным функционалом станет оперативный доступ к статистике для осуществления контрольно-надзорных функций. Система также предоставит широкие возможности для оценки тарифов, что особенно важно в свете готовящихся изменений по персонализации тарифов», — сообщил IT-директор РСА Алексей Самошин на круглом столе в рамках 0-го дня форума «Финополис».
Источник: